Китайская космическая отрасль делает ставку на молодых специалистов

24-27 мая в Пекине прошел 3-й международный симпозиум по перспективным интеллектуальным спутникам обзора Земли FIEOS-2006 (FIEOS – Future Intelligent Earth Observing Satellites). В работе FIEOS-2006 участвовали представители США, Германии, Франции, Канады, Японии, Кореи, России и других стран. Организаторами конференции выступили учреждения Академии наук КНР и министерства науки и технологий КНР MOST (Ministry of Science and Technology), а также университет США.
     Особый интерес вызвал доклад по национальной космической программе обзора Земли и навигации (ОЗН) Китая, представленный министерством науки и технологий КНР MOST. Разработку космических программ обзора Земли и навигации в Китае осуществляет обширная кооперация предприятий, во главе которой находятся 6 ведущих ведомств: министерство науки и технологий MOST, комиссия по оборонной науке, технике и оборонной промышленности КОНТОП (COSTIND), госкомитет по разработкам и исследованиям, академия наук КНР, академия инженерных наук КНР, национальный научный фонд.
     В Китае существует довольно сложная иерархия программ разработки новой космической техники, которые курирует ведущее министерство MOST:
     - программа фундаментальных исследований № 973;
     - программа разработки высоких технологий № 863;
     - программа развития ключевых технологий;
     - национальные специальные проекты.
     Системы обзора Земли и навигации занимают важные позиции в перечисленных программах. Например, программа разработки высоких технологий № 863 охватывает направления развития ИТ, технологий ОЗН, энергетики и новых материалов. В рамках специальных проектов разрабатывается более 10 космических программ, одна из них – создание КА с оптической аппаратурой высокого разрешения класса “Ikonos”, работы по которой Китай начал недавно.
     Подавляющее большинство участников конференции FIEOS-2006 составляли молодые специалисты, аспиранты и студенты. Причем они выступали не в роли слушателей-статистов и не только в качестве рабочей силы организаторов, но и активно участвовали в докладах. Подавляющее большинство докладов на секциях делали молодые специалисты, некоторых из них поздравляли с успехом гости – профессора из США, Германии, Японии. Официальным языком конференции был выбран английский, в зале не было синхронного перевода на китайский в связи с отсутствием надобности. Заместитель министра и чиновники министерства науки и технологий MOST в своих выступлениях продемонстрировали хороший уровень разговорного английского языка.
     В Китае хорошо знают и уважают ведущих зарубежных ученых и инженеров, составляющих мировую элиту космической отрасли. Для изучения их знаний и опыта применяется практика приглашенных профессоров, когда ведущих специалистов из университетов США, Европы и центров НАСА приглашают читать лекции в китайские вузы. Наиболее перспективная молодежь, также как и у нас, выезжает на учебу и стажировку в США и Европу, но Китай стремится обеспечить их работой после завершения учебы.
     Аспирантуры и дневные образовательные отделения созданы при многих академических НИИ и организациях. Например, много аспирантов плодотворно трудится на приемной станции ДЗЗ CRSSGS и участвуют в решении актуальных технических задач и разработке крупных государственных НИОКР. Одним словом, первоочередное внимание образованию – отличительная черта госполитики современного Китая. Если бы можно применять новые словоформы, то тенденции в сфере образования современного Китая можно было бы охарактеризовать красноречивым словом, увиденным в холле конференции - “EducAsia” – “обучающаяся Азия”.
     Конечно, в Китае существуют и проблемы. Остается относительно невысоким уровень заработка научно-инженерных работников космической отрасли. Но быстрая динамика развития отрасли позволяет надеяться на скорые перемены.
     Сравнение состояния космической отрасли Китая и России заставляет задуматься о наших проблемах. В России существует много вариантов использования стабфонда. Есть мнения сохранить его для будущих поколений. Но инвестиции в образование, особенно в наукоемких и высокотехнологичных областях как раз и являются инвестициями в будущие поколения. Об этом пишет CNews.ru.